?

Log in

No account? Create an account
Kutusoviana-4. Кутузов и малые сии. - wiradhe — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
wiradhe

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Kutusoviana-4. Кутузов и малые сии. [Dec. 18th, 2007|02:02 pm]
wiradhe
Замечательно, что на протяжении всей жизни Кутузов проявлял феноменальное великодушие к слабым, ответственность перед рядовыми людьми и систематическое попечение о них - в том числе сверх любых, сколь угодно широко понимаемых обязанностей. Это, вообще говоря, не особенно свойственно "сильным" любого времени и места, а в Петербургской Империи - вдвойне и втройне. Но нА тебе - Кутузов и тут выламывался из всех типичных правил, причем вполне последовательно и принципиально. И известно это не по панегирическим жизнеописаниям - в них и приврать недолго (хотя характерно, что в российских биографиях первой половины 19 века на эту тему даже и не привирали ничего - с "малыми сиими" до такой степени было принято обращаться как с расходным материалом, что противоположный подход даже не рассматривался как добродетель, достойная восхваления в биографиях; уж скорее его сочли бы слабодушием и развращением этих самых малых сих), а по документам и разрозненным упоминаниям, относящимся к самым разным сферам и годам. Вот навскидку россыпь примеров:




Из предписания Кутузова, в бытность его виленским губернатором, литовской врачебной управе: «Из доставленного ко мне.. рапорта усмотрел я, что из числа находящихся там [в Новогрудке] для излечения… нижних чинов 18-ти померло 12 человек; предписываю врачебной управе посему учинить надлежащее и точнейшее исследование, от чего таковое число умерших из толь малого количества последовало и не было ли в пользовании и призрении, которое за болящими употреблять было должно, с чьей-либо стороны упущения». Не думаю, что в России – да и в иных странах – находилось много губернаторов, которые заботились бы изучать медицинские ведомости по каждому госпиталю губернии, чтобы прикинуть, не слишком ли там велика смертность!


Приказ Кутузова по армии в 1805 г. на походе через Австрию гласит: «Всем нижним чинам подтвердить, чтобы отнюдь обывателям никаких обид и неудовольствий не причиняли»; аналогично, приказ Кутузова войскам Молдавской армии: «Я поставлю себе приятнейшею обязанностию изъявить признательность… за строгую дисциплину и совершенной порядок.. Поведение нижних чинов в рассуждении обывателей относительно собственности их, во все время ненарушимой, таково, что служить может примером войскам всей Европы»; из приказа по армии 2 января 1812 г. о заграничном походе на вражескую землю: «Пройдем границы и потщимся довершить поражение неприятеля на собственных полях его. Но не последуем примеру врагов наших в их буйстве и неистовствах, унижающих солдата… Будем великодушны, положим различие между врагом и мирным жителем. Справедливость и кротость в обхождении с обывателями покажет им ясно, что не порабощения их и не суетной славы мы желаем… Непременная воля Всемилостивейшего Государя Нашего есть, чтобы спокойствие жителей не было нарушаемо и имущества их остались неприкосновенными».

Все это отнюдь не было пустыми словами. Ланжерон в своих мемуарах пишет - даже в несколько недовольно-удивляющемся тоне - что Кутузов всерьез заботился об обывателях занятых русскими войсками Молдавии и Валахии и не позволял своим войскам и командирам истощать их реквизициями; больше того, на время соответствующих полевых работ он отменял подводную повинность для местных крестьян, чтобы они и их скот не отвлекались от работ, нужных им для прокормления.

В 1812 Кутузов издал приказ о сохранении «целости и ненарушимости как имущества, так и спокойствия» турецких пленных и гуманном обхождении с ними, сопроводив приказ угрозой строго взыскивать «за малейшее упущение» в этом вопросе. Хотя французы в 1812 году вызывали в нем куда меньше сочувствия, на железные принципы его это не повлияло: одно из предписаний Кутузова, посланное в ноябре 1812 г. одному из местных губернаторов, гласит: «Доходят до меня слухи, что в некоторых губерниях обходятся с пленными жестоко, лишая их собственности, им принадлежащей. Я хотя весьма далек от того, чтобы думать, что и в управляемой Вами губернии происходит таковое же зло, однако ж в предосторожность, уважая права человечества [гуманности], обязанностью считаю поставить на вид Вашему Превосходительству обстоятельство сие с тем, что если откроются в Высочайше вверенной Вам губернии подобные происшествия, то чтобы не оставили Вы предать всей строгости законов виновного в том».

Находил он время заботиться и о том, чтобы выделять специальную медицинскую помощь для людей Наполеона, даже не попавших еще в плен, а просто отбившихся от Наполеона и бродивших рассеянно в тылу, уже не представляя вражеской боевой силы! Один из провинциальных русских документов отмечает, что «по изгнании французской армии из Москвы, на возвратном пути главнокомандующий князь Кутузов-Смоленский жил в местечке Круглом… где приказал учредить госпиталь для приходящих из разных мест раненых французских войск [!], примерно полагая на 1000 человек, который был учреждён…».

В 1813 г. Кутузов просил царя за гражданских жителей вражеских стран, интернированных в России, предлагая, чтобы облегчить им жизнь, дозволить им наниматься в России на заработки и даже вступать на гражданскую службу.

Окружив турецкую армию под Рущуком и моря ее там голодом, чтобы добиться капитуляции, Кутузов специально рассматривал вопрос, какую именно медицинскую и продовольственную помощь можно пропускать к окруженным врагам, чтобы умерить по возможности их мучения, не продлевая в то же время способность окруженной армии сопротивляться (то есть умерять он хотел военно бесполезные лишения врага; следует заметить, что на войнах того времени такие умеряющие жестокость войны меры взаимного великодушия на фоне продолжающихся военных действий были возможны, хотя и очень редки; Александр I презрительно называл такие поступки Кутузова "его [Кутузова] турецкими штуками").

Стоя во главе армий и губерний, Кутузов сталкивался, разумеется, с необходимостью конфирмовать смертные приговоры военных и гражданских судов тем или иным преступникам. В обычае у него было при этом подолгу (при возможности) колебаться над каждым делом, взвешивая возможность смягчить приговор без явного ущерба справедливости (даже если речь шла о заведомом уголовном разбойнике); окончательное решение по каждому такому делу он считал нужным принимать только в те дни, когда у него было особенно радостное и безмятежное настроение - чтобы его дурное или "скучное" настроение не могло бы бессознательно ожесточить его по отношению к преступнику и повлиять на приговор соответствующим образом. Если в итоге все же считал он нужным утвердить смертный приговор или иное тяжкое наказание, то "делался мрачным, удалялся во внутренние комнаты, не употреблял пищи". Это не мешало тому, что при необходимости он мог вынести смертный приговор на месте и сам.

Я нарочно привожу почти сплошь примеры его отношения к врагам, обывателям вражеской земли или преступникам - если уж человек так относился к ним, то можно себе представить, как он относился к "своим"! Здесь ярких конкретных примеров почти нет - просто всю жизнь Кутузов рассыпает приказы и предписания вроде первого из перечисленных мной. О том, как он берег солдат в кампаниях 1811 и 1812 года, известно достаточно, чтобы тут надо было еще что-то добавлять; он и сам похвалялся этим, сказав как-то осенью 1812 года пленному французскому офицеру (де Пюибюску) об этой стороне своей деятельности: "Вот как мы, северные варвары, сберегаем людей!" (Надо сказать, что в этом смысле у Кутузова в русской армии были знаменитые предшественники - Потемкин и Суворов. Вообще, екатерининская армия, как и японская армия Второй Мировой, - вопреки репутации обеих - стремилась беречь солдат, исключая ситуации катастроф, в которых включался противоположный режим). Самое поразительное дело Кутузова в области сбережения своих - это, конечно, принципиальное пресечение им тактики "выжженной земли" в 1812 году (даром что эта тактика была предписана армии самим царем, правда, без огласки) и попытки сорвать сожжение Москвы Ростопчиным. Из-за намерения Ростопчина сжечь город Кутузов, при всей своей дипломатичности, вступил с ним при встрече утром 1 сентября в такую перебранку, что после нее они с Ростопчиным расстались смертельными врагами, а известие об этом докатились до французов: по свидетельству Коленкура, «некоторые донесения утверждали, что накануне эвакуации между Кутузовым и Ростопчиным состоялось совещание, во время которого Ростопчин предлагал разрушить город, но Кутузов этому воспротивился; он с таким негодованием отверг это предложение губернатора и другие меры, которые тот хотел принять, что собеседники расстались весьма недружелюбно». Недружелюбно – это мягко сказано; Ростопчин в тот же день же писал жене: «Сегодня утром я был у «проклятого Кутузова». Эта беседа дала видеть низость, неустойчивость и трусость вождя наших военных сил», - а позднее в письме царю поименовал Кутузова «старой бабой».
Сожжению Москвы Ростопчиным он не помешал, зато сорвал другую акцию Ростопчина. Тот хотел, не беря на себя ответственность за прямой приказ об этом, подстрекнуть гражданское население Москвы и окрестностей к тому, чтобы оно само на свой страх и риск напало на французов при их входе в город, проявив тем свой патриотизм и прославив Ростопчина (сам Ростопчин к тому времени давно уже был бы вне Москвы) как генерал-губернатора, сумевшего оный патриотизм в населении вызвать. Почему Ростопчин не отдал приказ об этой патриотической акции прямо, понятно – это было бы вопиющим нарушением законов войны; кроме того, генерал-губернатор, _приказавший_ подведомственному гражданскому населению напасть на вооруженного врага, а сам при этом сбежавший из города, выглядел бы совсем уж гнусно. А вот ежели население подымется как бы само, тут другое дело: генерал-губернатору пойдет в плюс то, какой патриотизм он возбудил в подведомственном населении, а то, что он сам при его (населения) геройствах не присутствовал, а заблаговременно эвакуировался, в минус ему не пойдет, - население же само поднялось… Конечно, это неизбежно обрекло бы гражданское население на большие жертвы (помимо прочего, поднявшие оружие гражданские лица не считались комбатантами; при попадании в руки противника они не считались военнопленными и могли быть уничтожены в любой момент), но Ростопчина такие подробности не волновали.
Кутузов, разведав эти намерения Ростопчина, сознательно их сорвал: утром эвакуации, 2 сентября по улицам Москвы промчались нарочно посланные Кутузовым конные курьеры, которые кричали жителям «Спасайтесь!» и предупреждали их о необходимости эвакуации. Тем самым идея Ростопчина втянуть горожан в самостоятельные действия против французов была подрублена на корню.


Таков он был и в гражданской жизни: командуя кадетским корпусом, он «созвал к себе… офицеров и сказал им: «Господа, разведайте, кто из кадет не в состоянии обмундироваться, да сделайте это под рукою. Наши юноши пресамолюбивые, они явно ничего от меня не возьмут». С мундиров недостаточных кадет мерки сняты были ночью: чрез три дня мундиры были готовы и отданы им, будто бы от имени их отцов и родных».
Между тем кадеты эти Кутузова терпеть не могли и незадолго до этих забот Кутузова устроили ему публичную обструкцию, открыто прокричав ему: «Подлец, хвост Зубова!» (Зубов был в то время временщиком Екатерины, и Кутузов перед ним заискивал). Кутузов не только не отомстил им, но даже не стал относиться к ним хуже, так как отдавал должное благородству мотивов их акции и смелости, с которой они пошли на тяжкие неприятности, которые, вообще говоря, должны были бы постигнуть их в наказание за нее.


Воспоминатель писал, что Кутузов «во всю свою жизнь <...> не кушал один: чем больше бывало за столом его людей, тем более было это для него приятно и он был веселее. Таковое гостеприимство было единственною причиною, что он никогда не имел у себя большого богатства, да он и не заботился об этом». Учитывая цены на продовольствие, это означало, что он у себя кормил просто кучу всякого народа – знакомых, офицеров, нуждающихся, нищих, простолюдинов, странников…

Наконец – the last, но, мягко говоря, not the least - это вопрос о том, каким Кутузов был помещиком. Данные об этом есть только косвенные, но очень уж красноречивые. Трогательные повествования в посмертных биографиях о том, как Кутузов объезжал полевые работы своих крепостных и любил при этом степенно поточить о том о сем лясы с мужиками, конечно, не в счет – такие любители погуторить с народом бывали не меньшими кровопийцами, чем кто угодно другой. Но вот действительно важная деталь: имея на черноземной Волыни порядка 5000 душ, он вечно сидел без денег (1000 рублей для него была большой суммой, которую он только нечасто мог отсылать семье), поместья свои по целым годам считал вовсе бездоходными, а когда пытался извлекать из них выгоду - то (как видно из писем) всё за счет каких-то специально организованных коммерческих проектов вроде разработки поташа. Из всего этого можно заключить только то, что обременять главное жизнеобеспечивающее занятие мужиков - земледелие - большими оброками и барщинами он считал принципиально зазорным и к этому методу вообще не прибегал. Чему тоже примеров встретить можно мало, если не сказать, что они были попросту уникальны. Пушкин наделил этой уникальностью своего Онегина в качестве доказательства того качества «лучшего из лучших», которое он для Онегина предполагал («ярем он барщины старинной оброком легким заменил…» - это действительно ставило Онегина десятью головами выше даже и «средне-лучших» русских дворян – крайне ограниченный Писарев этого не заметил, как и многого другого). Это, кстати, перекликается с тем, как он не желал отвлекать на подводную повинность молдовалашских обывателей во время их полевых работ. Кстати, когда у Кутузова в поместьях что-то горело, то он помогал погорельцам – не исключая евреев (еврейское местечко Райгородок тоже входило в его волынские владения), причем принимался их обустраивать ценой приостановки своих хозяйственных проектов, призванных давать ему прибыль, и переброски средств из этих проектов на помощь погорельцам. Например, 11 августа 1804 года он писал жене из имения: «Сделалось у меня маленькое несчастие: [местечко] Райгородок, который, как ты помнишь, третьего года горел и только что нынешнею весною выстроился, сгорел опять на прошлой неделе. Выгорело, сгорело 45 жидовских корчм и до ста лавок. Жид топил сало и выкинуло из трубы. Это великая расстройка во всей экономии. Вместо того, чтобы его [cостояние] увеличить, как я думал, должно заботиться только, чтобы обстроить погорелых и оставить многие строения нужные но всей экономии. Ветер был такой сильный, что не успели бедные вытащить ничего. Многие без рубашек остались...».

Не думаю, чтобы таких людей – и таких вельмож - любая страна Европы могла бы насчитать больше сотни. В России я других примеров не знаю вовсе, а для сегодняшней России все это вообще звучит рассказами из жизни наи-инопланетнейшего инопланетянина.


linkReply

Comments:
From: farnabaz
2007-12-18 03:14 pm (UTC)

Ну хотя б Шишков

Когда его крестьяне,с которых вообще ничего не бралось, пристыженные насмешками соседей , что-де заморили своего барина, привезли ему сами оброк, Шишков вышел, поблагодарил их и сказал , что он сейчас на службе царской и за эту службу царём удовольствован.(кажется, из Аксакова-старшего)

Из очень больших вельмож особенно заботился о людях Потёмкин; даже отдал свою ставку под размещение раненых;
и намеревался перевести армию с рекрутской системы на призыв срочников; ограничил телесные наказания 6 ударами , а для исключительных случаев-25-ю(в военной обстановке)
Смертных приговоров по суду старался не утверждать.
(Reply) (Thread)
From: wiradhe
2007-12-18 04:24 pm (UTC)

Re: Ну хотя б Шишков

Спасибо. Я не хотел сказать, что Кутузов был единственный такой - Потемкина я как раз упоминал как его аналога в смысле сбережения людей и заботы о них (хотя про проекты насчет срочной службы и ограничения телесных наказанй не знал. Предельную норму он, кстати, ввел идеальную для того времени - истязанием это не становится, нужный эффект дает). Я в качестве наиболее яркого примера принципиальной человечности Потемкина знал его поведение под Очаковым, когда он сознательно шел даже на потерю военного авторитета и потерю темпа кампании, чтобы солдаты не понесли лишних потерь (многие, прежде всего Суворов, считали, что в итоге потемкинская медлительность и привела здесь к бОльшим потерям - санитарным; но здесь важно не то, кто был прав технически, а то, чем руководился Потемкин).

Про Шишкова не знал. Тем замечательнее, что Шишков вместе с Кутузовым сопротивлялся намерению Александра воевать в Европе (только они двое да Румянцев и сопротивлялись). Правда, Шишков был человек прямой и осуждал Кутузова за то, что тот, как ему казалось, из царедворчества недостаточно противоречил Александру в этом вопросе (Шишков считал, что и при Аустерлице было так же). В обоих случаях Кутузов на деле был в этом неповинен, но пальцем о палец не ударил, чтобы разъяснить это Шишкову - он следовал своей обычной скрытности.


(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
From: farnabaz
2007-12-18 08:34 pm (UTC)

? Население при Петре росло неплохими темпами

39% от переписи 1678 до ревизии .

Что Вы называете разбоями ?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
From: wiradhe
2007-12-18 09:11 pm (UTC)
Человеческое было нередким, но между просто человеческим отношением и тем, как подходили к делу Кутузов, Сиверс или -см. выше - Шишков - дистанция очень большая. НБ. Рост / падение численности населения иррелевантны по отношению к тяжести - жестокости (или, наоборот, мягкости) помещичьей эксплуатации, потому что таких помещиков, что уже и до вымирания доведут своих мужиков, будет очень мало - ведь это их главный кормовой ресурс! Даже когда такой тип хотела создать литература. ей приходилось выдумывать сумасшедшего (плюшкина). Логика самой безжалостной помещичьей эксплуатации - такая же, как в сельском хозяйстве _после_ 1933: взять как можно больше. но чтоб число раб. силы не падало, а росло. А вот государственная эксплуатация уже может приводить к вымиранию населения - не столько от голода, сколько от повинностей, - и государство волноваться не будет - ему людишков хватит, и перевести часть их на мыло - это еще материально для него отнюдь не катастрофа. Поэтому частная эксплуатация могла вгонять людей в бедность и ограничивать темпы роста населения, но сокращать население могла только государственная сверхэксплуатация. поэтому как только после Петра она прекратилась, население и пошло расти безостановочно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
From: farnabaz
2007-12-19 09:29 pm (UTC)

Кутузов в кадетском корпусе

У кадетов были основания плохо отнестись к новому директору и кроме самой встречи, действительно диковато выглядевшей :
"Кутузов молча стоял пред Марсом, и я через ряды моих товарищей подошел к нему и сказал: «Ваше Высокопревосходительство! В лице графа Ангальта мы лишились нашего нежного отца, но мы надеемся, что и вы с отеческим чувством примете нас к своему сердцу. Душа и мысль графа Ангальта жила для нас и благодарность запечатлела в душах наших любовь его к нам. На полях битв слава увенчивала вас лаврами, а здесь любовь ваша к нам будет одушевлять нас такою же признательностью, какую питали мы и к прежнему нашему отцу». Когда я кончил, Кутузов, окинув нас грозным взглядом, возразил:
— Граф Ангальт обходился с вами как с детьми, а я буду обходиться с вами как с солдатами.
Мертвое молчание было единственным на это ответом. Он понял, что мы догадались, что слова его были посторонним внушением"


До Кутузова воспитание руководствовалось гуманной системой Бецкого и Шуди.


"В 1759г. из Франции был выписан в Россию барон Шуди, который Высочайшим указом был пожалован в гофмейстеры после ухода в отставку Дефолини. Ознакомившись с постановкой воспитания и образования при дворе пажей, Шуди подготовил докладную записку (мемориал), в которой выступил против насильственных наказаний. Во Франции только в 1762 г. Жан Жак Руссо обратился к этой теме и написал роман-трактат «Эмиль» о реформе воспитания. Идеи Амоса Коменского и Локка также были известны в Петербурге.

Бароном была разработана довольно стройная система воспитания пажей, в основе которой лежал принцип приобретения воспитателем доверия воспитанников. Важнейшие положения его воспитательной системы состояли в следующем:

— наставления воспитанники будут принимать добровольно, так как воспитатель будет стараться быть приятным для воспитанников и стараться завоевать доверие молодых людей;

— все воспитанники должны быть равны между собой для того, чтобы общее жительство всех господ пажей соединить могло;

— попечение о дарах духа — умственное образование по развитию разума и памяти через изучение воспитанниками наук, необходимых и военной и гражданской службе;

— учителя должны быть и воспитателями, поступать с пажами тихо, честно;

— наказания и грубости непристойны для дворян.

«Мемориал» Шуди 25 октября 1759г. получил продолжение в виде «Инструкции, данной Ее Императорским Величеством из придворной конторы гофмейстеру пажей Федору Генриху барону Шуди».



"опыт М.И. Кутузова позволил ему провести ряд реформ в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе, которым он командовал до 1797 г. Вместо пяти возрастов в корпусе ввели четыре мушкетерские роты и одну гренадерскую. Было организовано малолетнее отделение, в котором дети 4-7 лет под присмотром воспитательниц проводили дни в активных играх и прогулках на свежем воздухе в любую погоду.

Лучшим кадетам мушкетерских и гренадерской роты присваивалось звание унтер-офицера, что давало преимущество по службе и повышенное жалование. В гренадерскую роту отбирались лучшие строевики из кадетов, служить в ней было почетно. Таким образом, учеба в корпусе приближала воспитанников к армейской службе. М.И. Кутузов ввел в корпусе занятия по тактике и лично проводил их не только с кадетами, но и с офицерами корпуса, читал военную историю, которая стала обязательным предметом. Летом старшие воспитанники переносили свои занятия на два месяца в летние лагеря, что впоследствии стало обязательным для всех военно-учебных заведений. Учеба в лагере давала возможность кадетам отрабатывать тактические приемы на местности, заниматься огневой подготовкой из ружей и артиллерийских орудий, распознавать подаваемые сигналы. В свободное от этих занятий время кадеты укрепляли свое здоровье физическими упражнениями, купанием и др.

(Reply) (Thread)
From: farnabaz
2007-12-19 09:29 pm (UTC)

Re: Кутузов в кадетском корпусе

В приказах по корпусу М.И. Кутузов неоднократно отмечал личный состав за отлично проведенные занятия:

«Добрая воля и успехи господ унтер-офицеров, капралов и господ кадетов оправдывает доброе о них мнение с самого начала, да благословит Бог течение в сем благородном поприще. Надеюсь, что не погубят они в праздности драгоценного времени в классах, но приобретут знания, нужные благородному человеку во всяком состоянии».

Как человек, воспитанный армией, в отличие от Бецкого и Ангальта, М.И. Кутузов воинскую дисциплину и порядок поддерживал не только методом убеждения, но и принуждения, о чем свидетельствуют такие слова одного из приказов по корпусу:

«Из господ кадет и гимназистов великое число является ленивых, которым на поправление успехов даю месяц сроку, ежели и затем окажутся таковые, то унтер-офицеры будут разжалованы, а кадеты — наказаны».

И далее:

«...за нерадение ни по какому случаю, доколе исправятся, со двора не увольнять, в свободные ж часы приказать заниматься обучением в каморах, а в праздничные дни не отпущать даже и во внутренность корпуса».

М.И. Кутузову удалось решить многие вопросы, что позволило Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу превратиться в кузницу подготовки высокопрофессиональных грамотных офицеров"


P.S.Нашёл вот такое
"Первым же своим приказом он ввел в распорядок дня «порку розгами и барских, и небарских, для профилактики – по субботам, а за провинность – немедленно»…
http://www.ucheba.ru/school-article/3594.html
кажущееся гротескным и сомнительным по стилистике-скорее всего, журналистский перл.
А это достоверным:
"Когда наказание становится частым и чрезвычайным, - говорил он, - худые поступки умножаются".
http://adjudant.ru/cadet/04.htm

Было б любопытно посмотреть специально посвящённую его деятельности директора работу Шевелёва.


Вам неизвестно, есть ли какая-то истина в слухах, что "К.своим искательством ...не только получил пост директора корпуса, но и нажился на продаже земельных участков в столице, корпусу принадлежавших. История эта всплыла уже в царствование императора Павла I и была замята старанием великого князя Константина Павловича" и что вел.кн. был отблагодарён замятием двух скандальных дел ?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: benni72
2008-01-02 08:02 am (UTC)
В. Балязин в "Тайнах дома Романовых" (не знаю, насколько его информация достоверна) приводит еще один пример кутузовского великодушия:

"...в свое время судьба подарила Кутузову и родного сына - Мишеньку, но его во младенчестве "заспала", то есть во сне задавила до смерти, его кормилица - крепостная крестьянка. В день смерти первенца Кутузов не был дома - он служил далеко от Петербурга и, получив письмо от жены, долго плакал и молился. В ответном письме жене - Екатерине Ильиничне - сразу после слов утешения и призыва к смирению с волей Божьей, он просил ее пожалеть несчастную кормилицу, которая так любила маленького Мишеньку и теперь от великого горя из-за ее оплошки может наложить на себя руки".

Кстати, кому и зачем молился Кутузов, если он был деистом?
(Reply) (Thread)
From: wiradhe
2008-01-05 02:13 pm (UTC)
Балязин - автор биографии Кутузова и читал его письма и гору материалов о нем, он очень осведомленный и добросовестный автор, но, к сожалению, в рамках жанра его книг (популярных) не делает ссылок на источники и издания. История про письмо Кутузова основана, однако, не на самом письме - таких писемот К. не дошло; видимо, она почерпнута из какого-то мемуара или анекдота о К. По данным самой семьи К., сына его звали не Михаил, а Николай.

Насчет молитв - весьма интересный сюжет, я ему хочу посвятить особый тред. Предварительно скажу: Кутузов был, видимо, деистом, но деистом, считавшим Высшее Существо носителем того, что люди сами считают добром. Логика у такого деизма простая: Бог деистов - источник законов природы и автор природы всех вещей, он законы эманирует и их сути в некотором смысле изоморфен. Но при этом можно констатировать две вещи: а) люди по своей природе _способны на существенное довольство жизнью_, и им не так уж много для этого довольства нужно. Не есть ли это исчерпывающее доказательство того, что Творец природы людей может быть описан как подпадающий под человеческое понятие о благожелательстве живому / людям? ведь за те же деньги Творец мог бы сотворить людей, по природе способных только на страдание и/или безумных, таких как Кафка, и т.д.! А на деле такие люди являются сбоями, дефектными реализациями природы человека, сама же природа человека рассчитана на иное; б) можно констатировать как факт, что если отдельные люди могут радоваться злу или расценивать его по-разному, то общества всех времен понимают основы и необходимость различения добра и зла примерно одинаково. Это значит, что то, что называется на общечеловеческом языке добром, и приверженность к нему, лежит _в природе людей_. Отдельные люди могут идти в этом смысле против своей природы, например, радуясь произвольному убийству соседа из садистских побужденй как таковому; но общим местом в 18 веке было то, что это противоречит "естественному закону" (природе людей), и это действительно доказуемый факт - достаточно посмотреть, как нормы любого оющества относятся к такому убийству.
Однако законы природы и природу всех вещей создал Бог деизма. Следовательно, это Бог деизма вложил в природу людей то понимание добра и приверженность к нему, которое в них присутствует. А в природу мира и вещей Бог влкладывает то, что есть в его собственной природе - он просто излучает себя в мир в виде законов природы.

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2008-05-04 03:14 pm (UTC)

Обучение Черной Магии

Обучение Черной Магии
http://blackmagic1.com
На сайте можно записаться на уроки Черной Магии по доступным ценам. Купить и скачать книги, по Черной Магии. Заказать ритуалы, амулеты и магические предметы.
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-05-14 08:26 pm (UTC)

Работа в офисе

Кто-то где-то что-то жрет,
Кто-то курит, кто-то срет.
В "одноклассниках", в "контакте"
На каком-то порно сайте.
Кто-то музыку качает,
Сериалы обсуждает.
У кого-то лук поспел...
"Кто "Апостола" смотрел?"
Как поставить сервис-пак?
У кого клиент мудак...
Новый трек для телефона,
Кошка ебнулась с балкона.
Хуй забит на БДК, на отчеты, на РК.
Поважнее есть задача - где достать говна на дачу?
Так неделя за неделей, год за годом, день за днем,
С перерывом на работу, пашем в офисе своем!
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-10-06 12:18 pm (UTC)

Комплимент

Доброго времени суток!
Хорошо, что ведете такой интересный сайт
Теперь на wiradhe.livejournal.com буду чаще заходить
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-10-07 03:31 pm (UTC)

Рекомендуем всем владельцам Web-ресурсов

Здраствуйте!!! Всем внимание !!! Самая мощная и эффективная реклама !!!
Ваши желания и наша реализация !!!
Всем владельцам Web-ресурсов рекомедуется.
Самые низкие цены !!!
Неоткладывайте на потом и заявите о себе, так чтобы о вас узнали прямо сейчас, а МЫ ВАМ в этом поможем.
Производим в короткие сроки проффесиональную раскрутку вашего Web-ресурса.
Мы обеспечим Вам :
Целевой прирост посетителей, поднятие с самых последних позиций вашего ресурса до самых первых.
Гарантированный 100% результат.
У Вас есть сайт, форум , блог или гостевая - еще не раскручена и нет посетителей - Доверьте это дело нам.
Хороший шаг при раскрутке Вашего веб-сайта в короткие сроки при минимальных затратах,
рекламе вашего товара или объявлений. Мы гарантируем Вам приток посетителей, новых клиентов или же новые заказы.
Обратившись к нам вы получаете ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И ШАНС получить результат.
Уважаемые клиенты!
Это даст Вам КАЧЕСТВЕННЫЙ тематический трафик , а также повысит ваши позиции в поисковых системах,
что несомненно отразиться на прибыльности вашего ресурса в лучшую сторону или рекламе вашего товара.
Мы поможем продать товар, делая ваш бизнес в сотни раз УСПЕШНЕЕ.

По всем вопросам обращайтесь к нашему специалисту:
Контакты: icq - 8110665
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2009-05-01 01:42 am (UTC)

Please, help me, brothers!!!

Huh!! I want to get software pack XRumer 5.0 Palladium free. Any download link???
I'm so need this magic program! It's can break captchas automatically! Activate accounts via email automatically too! Absolutely great software! Help me!
And did you hear news - price for XRumer 5.0 Palladium will grow up to $540 after 15 may 2009... And XRumer 2.9 and 3.0 - too old versions, it's cant break modern catpchas and cant break modern anti-bot protections. But XRumer 5.0 Palladium CAN!!!!
So help me for download this great program for free! Thanks!
(Reply) (Thread)